Мимикрия (подражательное сходство)
Содержание:
- Камуфляж (мимикрия цвета)
- Мимикрия цвета
- ТЕХНОЛОГИЯ № 1: Мимикрия под женщину, или «А ты меня любишь?»
- Мимикрия у растений
- Подразделение по целям, с которыми выработалось явление
- В маркетинге [ править ]
- Расчленяющая окраска
- ТЕХНОЛОГИЯ № 4: Учиться, учиться и еще раз…
- Большой толковый словарь
- Роль пассивной защиты в жизни животных
- Примечания и ссылки
- Мимикрия Бейтса и мимикрия Мюллера
- Мимикрия формы: примеры
- Как эволюционно выбирается объект маскировки
- Типы формирования мимикрии
- Окраска животных: привлекающая, предупреждающая, угрожающая
- Непревзойденный мастер подражания
- Особенности мимикрии
Камуфляж (мимикрия цвета)
Примеров мимикрии цвета в природе существует великое множество.
Гусеницы бабочек постоянно подвержены риску быть съеденными, поэтому без качественной маскировки их популяция оказалась бы под угрозой. Постоянно находясь на листьях и поедая их, гусеницы находятся в максимальной безопасности, так как в процессе эволюции приобрели зеленую окраску тела. С таким же эффектом избежать нападений удается кузнечикам зеленой окраски — пример мимикрии в этом случае тоже характерный.
Помимо насекомых зеленую окраску могут приобретать и другие животные, чьим ареалом обитания является густая листва деревьев и кустарников. В мангровых лесах нередко встречаются зеленые попугаи, змеи, ящерицы, лягушки и другие обитатели.
Животные, птицы и насекомые, много времени проводящие на земле или между деревьев, приобрели пеструю коричневатую окраску. Жуки и пауки практически неразличимы на коре деревьев. Вальдшнепы, бекасы, дупели, тетерева легко спрячутся среди сухой травы и опавших листьев — при малейшей опасности они принимают неподвижное положение и сливаются с окружающими предметами. Степная птица авдотка ложится на землю и вытягивает шею — в таком положении ее крайне сложно отличить от глины и грязи. Не удастся увидеть и выпь, вытянувшуюся среди ковыля.
Звери, живущие в умеренных широтах, для эффективного камуфляжа дважды в год меняют свой наряд. Зайцы, песцы, ласки зимой имеют белую расцветку, а весной после линьки становятся серыми и коричневыми.
Настоящим рекордсменом в этом отношении считается хамелеон. Он мгновенно приспосабливается к окружающему его фону и принимает подходящую окраску.
Мимикрия цвета
Пример мимикрии цвета: кузнечик в траве
Пример мимикрии цвета: белка в листве
Изучением явления мимикрии с точки зрения эволюционной теории занимался особенно Альфред Рассел Уоллес. Самое широко распространённое и давно известное явление представляет общее соответствие, гармония в окраске животного с местом его обитания. Среди арктических животных весьма часто наблюдается белая окраска тела. У одних — в течение круглого года: белый медведь, полярная сова, гренландский сокол; у других, живущих в местностях, на лето освобождающихся от снега, бурая окраска сменяется на белую только к зиме: песец, горностай, заяц-беляк. Выгода подобного рода приспособления очевидна.
Другой пример широко распространённой охранительной или гармонической окраски наблюдается в пустынях земного шара. Насекомые, ящерицы, птицы и звери представляют здесь огромный выбор форм песчаного цвета, во всевозможных его оттенках; это наблюдается не только на мелких существах, но и даже на таких крупных, как степные антилопы, львы или верблюды. Насколько вообще подражательная окраска предохраняет от взгляда врагов, хорошо известно всякому охотнику; рябчик, вальдшнеп, дупель, куропатки могут служить примерами.
Самец прыткой ящерицы в траве
То же самое явление и в самых широких размерах представляет морская фауна: рыбы, раки и другие организмы, живущие на дне, благодаря своему цвету и неровностям поверхности тела бывают крайне трудно отличимы от дна, на котором живут; сходство это ещё усиливается в некоторых случаях способностью изменять свой цвет в зависимости от цвета дна, которой обладают, например, головоногие моллюски, некоторые рыбы и ракообразные. Это действие совершается автоматически, регулируется, чаще всего, глазной сетчаткой. Световое раздражение передаётся на пигментные клетки с расходящимися волокнами — хроматофоры, способные сокращаться, расширяться и окружаться ореолом независимо одна от другой, создавая многочисленные цветовые сочетания. Механизм подобного явления И. Лёб определил как телефотографирование образа, возникающего на сетчатке, на поверхность тела, диффузный перенос с сетчатки на кожу.
Между пелагическими животными моря, свободно плавающими всю жизнь в воде, наблюдается одно из самых замечательных приспособлений в окраске: между ними существует именно множество форм, лишённых всякого цвета, со стекловидной прозрачностью тела. Сальпы, медузы, ктенофоры, некоторые моллюски и черви и даже рыбы (личинки морских угрей Leptocephalidae) представляют ряд примеров, где все ткани, все органы тела, нервы, мышцы, кровь, сделались прозрачными, как хрусталь.
Среди различных случаев так называемой гармонической окраски наблюдаются также приспособления к известным условиям освещения, игры света и тени. Животные, вне обычных условий жизни кажущиеся ярко окрашенными и пёстрыми, на самом деле могут вполне гармонировать и сливаться с окраской среды. Яркая, тёмная и жёлтая, поперечная полосатость шкуры тигра легко скрывает его от взоров в зарослях камышей и бамбуков, где он живёт, сливаясь с игрой света и тени вертикальных стеблей и повисших листьев. Такое же значение имеют круглые пятна на шкуре некоторых лесных зверей: лань, леопард, оцелот; здесь эти пятна совпадают с круглыми бликами света, которыми играет солнце в листве деревьев. Даже пестрота шкуры жирафа не представляет исключения: на некотором расстоянии жирафа чрезвычайно трудно отличить от поросших лишайниками старых стволов деревьев, между которыми он пасётся.
Подобное же явление представляют яркие, пёстро окрашенные рыбки коралловых рифов.
ТЕХНОЛОГИЯ № 1: Мимикрия под женщину, или «А ты меня любишь?»
Вам часто приходилось слышать этот вопрос? Мне – да. Сначала, как честный человек, ты пытаешься объяснить, что одна ночь вместе – это еще не повод навешивать на ваши отношения ярлыки, потом удивляешься, почему это ее обижает, а потом… А потом приходит понимание, что этот вопрос у женщин – неосознанный, просто они о другом говорить не умеют. Или стесняются, что ли… В общем, вопрос задается на автомате. Поэтому надо научиться на него отвечать так же – честно и на автомате: «Дорогая, ты просто прекрасна!»
Впрочем, есть еще один способ – ответить вопросом на вопрос: «А ты?» А затем, мимикрировав под саму женщину, уточнить: «А как ты меня любишь?» Затем можно даже попросить ее это продемонстрировать на конкретном примере, ну и т.д.
Мимикрия у растений
Способность к подражанию встречается не только у животных и насекомых, но и у растений. Чаще всего пример мимикрии у растений в этом случае выражается в наличии определенных частей растения, свойственных другим видам.
Так, многим животным знакома жгучая крапива, сильно обжигающая во время прикосновения. Такое растение животные не станут употреблять в пищу. Глухая крапива научилась мастерски походить на жгучую, однако у нее нет столь опасных волосков.
Еще один яркий пример — раффлезия (самый крупный цветок на земле). Его запах крайне неприятный (запах гнилого мяса), однако именно это и привлекает большое количество мух, желающих отложить личинки в разложившейся плоти. Такое ухищрение помогает раффлезии опыляться насекомыми.
Подразделение по целям, с которыми выработалось явление
Также можно выделить цели, с которыми используется мимикрия:
- Для защиты. Большинство травоядных животных имеет маскирующую окраску. Некоторые меняют оперение или шерсть несколько раз в год при смене сезонов. Так, белая куропатка имеет оперение разной окраски для каждого из четырех времен года. Зеленого кузнечика сложно заметить среди такой же зеленой травы.
- С целью поймать добычу. Хищник подкрадывается к жертве, стараясь остаться незамеченным как можно дольше, до самого последнего броска. Как тигр, который имеет полоски, плохо различим в зарослях травы. Его длинные желтые и черные полосы хорошо маскируют хищника среди длинной растительности с пятнами света и тени.
Другие организмы сами привлекают добычу к себе. Для этого они подражают желанному для жертвы объекту. Глубоководные удильщики имеют длинную удочку с фонариком на конце. Завлекают маленьких рыбок прямо к своей пасти.
Цветочный паук не подкрадывается к жертве и не заманивает. Он имеет окраску в точности как у венчика цветка, на котором сидит. Он неподвижно ждет насекомое, которое сядет на цветок, а затем набрасывается.
В маркетинге [ править ]
Зоолог-эволюционист Томас Н. Шерратт предполагает, что в маркетинге брендов и продуктов встречаются разные типы мимикрии . Он отмечает, что отличительные формы, такие как форма бутылки Coca-Cola , защищаются предприятиями, в то время как конкурирующие компании часто имитируют такие известные мотивы, чтобы извлечь выгоду из инвестиций и репутации своих хорошо известных конкурентов, составляя бейтсовскую мимикрию. Шеррат отмечает, что упаковка картофельных чипсов собственных брендов британских супермаркетов имеет одинаковую цветовую маркировку: красный — для соленого сорта, синий — для соли и уксуса, и зеленый — для сыра и лука, во всех основных торговых сетях.Sainsbury’s , Tesco , Asda и Waitrose . Он утверждает, что очень маловероятно, что такое разделение шаблонов возникло случайно, и в этом случае сходство намеренно сделано для того, чтобы надежно (честно сигнализировать) информировать клиентов о том, что содержится в каждой упаковке, к взаимной выгоде в манере мимикрии Мюллера.
Расчленяющая окраска
Расцветка многих представителей животного мира представляет собой сочетание полос и пятен, не соответствующих форме владельца, однако по тону и орнаменту сливающихся с окружающим фоном. Подобная окраска как бы расчленяет животное, отсюда и ее название. В качестве примера можно привести жирафа или зебру. Их пятнистые и полосатые фигуры практически незаметны среди растительности африканской саванны, особенно в сумерках, когда на охоту выходит царь зверей. Большой маскирующий эффект благодаря расчленяющей раскраске можно наблюдать у некоторых амфибий. Например, тело южноафриканской жабы Bufo superciliaris визуально разбито на две части, в результате это она полностью теряет свою форму. Многие виды змей также имеют расчленяющую расцветку, это делает их незаметными на фоне опавшей листвы и пестрой растительности. Кроме того, этот вид маскировки активно используют жители подводного мира и насекомые.
ТЕХНОЛОГИЯ № 4: Учиться, учиться и еще раз…
Но технологии технологиями, а реальная жизнь сложнее и плохо поддается прогнозированию. Ведь в лице наших женщин мы имеем тех, кто умеет мимикрировать от рождения – начиная от работы с косметикой и перекрашивания волос, заканчивания ролью «оскорбленной невинности» и «жертвы брака». И этому стоит учиться. Старайтесь пользоваться каждой минутой, проведенной с женщиной, чтобы вобрать в себя их профессиональное мастерство мимикрии, завладеть самым сильным и тайным оружием женщин – игрой в воображаемое.
P.S. Кстати, по поводу обучения. Если мужчина и учится уженщин, приобретая знания, полезные для брака и семьи, то вот позволять женщинам перенимать наши вредные привычки не следует
А потому, опять же для сохранения теплых и дружественных отношений в семье важно организовать такую ситуацию, в которой ваша любимая отвлечется от вашей персоны, хотя бы на время, и займется… нет, не другими мужчинами, а новыми знаниями. Женщина, которая учится, представляет для мужчины меньшую опасность – у нее остается не так много времени, чтобы активно обдумывать перспективы вашего перевоспитания и при ручения
Но об этом – в следующей публикации.
Подвойский В.П.
Опубликовано в журнале «Медведь»2005, 2 (95)
Большой толковый словарь
МИМ, -а; м. Актёр пантомимы. На сцене выступают мимы. Марсо — лучший мим нашего столетия. МИМАНС, -а; м. Мимический ансамбль; группа артистов, участвующих в мимических массовых сценах оперных и балетных постановок. Артист миманса. МИМЕЗИС; МИМЕСИС, -а; м. Иск. Изображение. // Стремление к максимально точному, объективному изображению. Миметический, -ая, -ое. М-ие виды искусства (скульптура, поэзия, частично музыка). МИМИК, -а; м. Разг. =Мимист. Хороший м. МИМИКА, -и; ж. 1. Движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние. Рассказ сопровождался выразительной мимикой. Говорить без всякой мимики. 2. Искусство выражать свои чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица. Обучать мимике. Обладать замечательной мимикой. Мимический, -ая, -ое. М-ое движение. М-ое искусство. М-ая сцена. МИМИКРИРОВАТЬ, -рую, -руешь; св. и нсв. Приспособиться — приспосабливаться к окружающей среде, существующим условиям, меняя внешний вид, окраску, форму и т.п. Некоторые животные мимикрируют. М. под добряка. Мимикрирование, -я; ср. МИМИКРИЯ, -и; ж. 1. Биол. Защитное свойство некоторых видов животных и растений, заключающееся в уподоблении по цвету или по форме другим животным или растениям, а также предметам окружающей природы. М. донных рыб. М. хамелеонов. 2. Книжн. Беспринципный отказ от своих убеждений, приспосабливание к обстоятельствам, к чужим взглядам ради благополучного, бесконфликтного существования. М. приспособленца. МИМИСТ, -а; м. Актёр, искусно владеющий мимикой (2 зн.) и участвующий в пантомимах. Мимистка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. МИМИЧЕСКИЙ см. Мимика. МИМО. I. нареч. 1. Не останавливаясь, не задерживаясь, минуя. Прохожие проходят м., не останавливаясь. 2. Не попадая туда, куда следует, не задевая. Стрела пролетела м. Выстрелить м. Песок сыпался м. // Разг. Не достигая какой-л. цели, безрезультатно. Все слова проходят м. Советы не помогли — они прошли м. 3. Разг. Минуя кого-, что-л. в самой непосредственной близости. Проходил м., но в дом не зашёл. Гроза прошла м. II. предлог. кого-чего. 1. Около кого-, чего-л., рядом с кем-, чем-л. Идти м. дома. Пролететь м. окон. Пройти м. кого-л. 2. За пределы чего-л. (попадать); за пределами чего-л. (происходить). Стрелять м. цели. Сесть м. стула. Ухватиться м. поручня. Поезд прошёл м. станции. Пройти м
важного вопроса (оставить без внимания). Пропустить м
ушей (не обращать внимания на чьи-л. слова). МИМОЕЗДОМ, нареч. Разг. Проезжая мимо; проездом. Заехать м. М. выступить с лекцией. МИМОЕЗЖИЙ, -ая, -ее. Разг. Проезжающий мимо. М. посетитель ресторана. М-ая дорога (разг.; дорога, пролегающая мимо чего-л.). МИМОЗА, -ы; ж. 1. Тропическое растение (дерево, кустарник, лиана), отдельные виды которого отличаются тем, что свёртывают листья при прикосновении к ним. Заросли мимозы. 2. Обиходное название субтропической вечнозелёной акации, имеющей жёлтые пушистые цветки. Жёлтые цветы мимозы. Подарить мимозу. Запах мимозы. 3. м. и ж. Разг. О болезненно обидчивом человеке; о недотроге. Мимозовый, -ая, -ое. (1-2 зн.). М-ые цветы. М-ые листья. МИМОЛЁТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. Способный быстро перемещаться (пролетать, пробегать и т.п.). М-ая туча. М. ветер. // Кажущийся быстро перемещаемым. М-ые столбы за окнами поезда. 2. Появляющийся на короткое время; быстро исчезающий, быстро проходящий. М-ое знакомство. М-ая улыбка. М-ая встреча. М. взгляд. * Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье (Пушкин). Мимолётно, нареч. (2 зн.). М. улыбнуться, встретиться, поздороваться. Мимолётность, -и; ж. М. радости. МИМОЛЁТОМ, нареч. 1. Пролетая мимо; лётом. М. промчаться над рекой. Птицы м. делали остановку на озере. 2. Разг. Быстро, на короткий миг. М. взглянуть на кого-л. М. зайти в деканат.
Роль пассивной защиты в жизни животных
Покровительственная окраска особенно важна для защиты организмов на раннем этапе онтогенеза (личинки, яйца, птенцы), а также для взрослых особей, ведущих малоподвижный способ существования или находящихся в покое (например, сон) в течение длительного периода. Кроме того большую роль она играет в условиях быстрой смены окружающей среды. Так, у многих животных обусловлена возможность смены окраса при переходе на другой фон. Например, у агамы, камбалы, хамелеона. В умеренных широтах многие животные и птицы подвержены сезонной смене расцветки.
Принято различать три типа покровительственной окраски: маскировка, демонстрация и мимикрия. Все они возникают вследствие взаимодействия живых существ в биогеоценозе на фоне определенных условий окружающей среды. Покровительственная окраска – это биоценотическая адаптация, выработанная в результате сопряженной эволюции хищников и жертв. Помимо покровительственной, еще бывают окраски предупреждающие, привлекающие и расчленяющие.
Примечания и ссылки
- Жорж Пастер , Le Mimétisme , Presses Universitaires de France,1972 г., стр. 17.
- Гомохромия с субстратом, случай многих змей, рыб и многих насекомых.
- Гомоморфность, когда форма напоминает элементы среды, в которой они живут.
- Гомотипия, когда форма и цвет напоминают элементы среды, в которой они живут, например, каменную рыбу .
- ↑ и (в) .
- ↑ и
- (in) Ридди Дешмук, Саурав Барал, А. Гандхимати, Муктай Кувалекар и Крушнамег Кунте, « Мимикрия у бабочек: вариант и набор великолепных генетических уловок развития » , Wiley Interdiscip Dev Biol Rev , Vol. 7, п о 1,2018 г..
- (in) Ханна Роуленд, Джоанна Маппс, Грэм Д. Ракстон, Майкл П. Спид, « Мимикрия на неравномерно защищаемой жертве может быть паразитической: свидетельство почти бейтсовской мимикрии , Ecology Letters , vol. 13, п о 12,2010 г., стр. 1494-1502 ( DOI )
- (in) Пастор Г., « Обзор мимикрии классификационных систем » , Annual Review of Ecology and Systematics , Vol. 13,1982 г., стр. 169–199 ( DOI )
- (in) MG Emsley , » Значение миметического эритролампруса aesculapii ocellatus Peters из Тобаго » , Evolution , vol. 20,1966 г., стр. 663–64 ( DOI )
- (де) Р. Мертенс , « Das Problem der Mimikry bei Korallenschlangen » , Zool. Jahrb. Syst , т. 84,1956 г., стр. 541–76
- ↑ и (ru) MK Hecht и D. Marien , « Проблема имитации коралловой змеи: новая интерпретация » , Journal of Morphology , vol. 98,1956 г., стр. 335–365 ( DOI )
- ↑ и (in) П. М. Шеппард и Вольфганг Виклер , » Обзор мимикрии растений и животных Вольфганга Виклера « , Журнал экологии животных , вып. 38,1969 г., стр. 243 ( DOI )
- Wasmann, E. 1894. Kritisches Verzeichniss der myrmecophilin und termitophilen Arthropoden. Феликс Дамес, Берлин xi + 231 с.
- (in) Элизабет Г. Пекхэм, «Защитное сходство пауков», « Случайные документы Общества естественной истории штата Висконсин» , 1, 1889 г., стр. 61–113
- Кристоф Буге, Секреты насекомых: 1001 диковинка шестиногого человека , Куэ,2016 г., стр. 100.
- Тристан Лафранчис, Филипп Женье, Бабочки Франции, Бельгии и Люксембурга и их гусеницы , Биотоп,2000 г., стр. 42.
- (в) римской Garrouste , Сильвен Hugel , Lauriane Jacquelin и Пьер ростань , » Insect мимикрии растений восходит к перми » , Nature Communications , Vol. 7,20 декабря 2016 г.
- том XXIV (n ° 9) журнала Current Biology, опубликованный в мае 2014 г.
- Записная книжка по науке и медицине , Le Monde n ° 21650, среда, 27 августа 2014 г., стр. 1.
Мимикрия Бейтса и мимикрия Мюллера
Что такое мимикрия Бейтса? Мимикрия в целом имеет отрицательное влияние на те организмы, которым подражают. Например, если одно незащищенное насекомое похоже на другое, которое, например, имеет ядовитые вещества для защиты, то оба вида будут иногда страдать от неопытных хищников. Насекомоядные должны попробовать пищу на вкус, чтобы узнать, что данный вид ядовит. Но так как имеется в среде вид, незащищенный химическими веществами, то защищенный представитель будет страдать от хищников гораздо чаще.
Что такое мимикрия Мюллера? Если в природе имеются два и более защищенных вида, использующих мимикрию, то такие организмы меньше пробуются хищниками. Например, яркий цвет – сигнал об опасности. Насекомоядные животные это быстро усваивают, попробовав, например, божью коровку, ярко-зеленого жука-малашку с красными пятнами. Все остальные яркие представители автоматически становятся неуязвимы. Наш потребитель насекомых не станет пробовать их далее себе во вред.
Мимикрия формы: примеры
Кроме имитации цвета многие животные в идеале овладели способностью имитировать форму того или иного предмета. Уникальных результатов достигли в этом вопросе палочники. Они не только обладают характерной коричневой расцветкой, но и имеют удлиненную форму тела. Замершего на ветке палочника не заметит ни одна птица.
Бабочка калимма, обитающая в тропиках, имеет коричневатую окраску на нижней стороне крыльев. Когда она садится и складывает крылья, становится точь-в-точь как сухой листок. Существует в природе и прямокрылое насекомое, получившее название “странствующий лист”. Такое сравнение — не случайность, тело и лапки насекомого имеют поразительное сходство с зеленым листом.
В подводном мире свои гении маскировки. В Черном море обитает рыба-игла, местом обитания которой считаются заросли морского растения зостеры. Рыба-игла обладает даром маскировки, в связи с чем ее практически не отличить от подводной растительности. Еще одна рыба, заслуживающая внимания — рыба-тряпичник с формой тела, очень напоминающей тряпку. Прячась в водорослях, этот морской обитатель становится почти невидимкой.
Как эволюционно выбирается объект маскировки
Если, например, имеется два вида ядовитых лягушек, но при этом один из них более токсичен, то, должно быть, представители, использующие мимикрию, будут маскироваться под более ядовитую особь. Однако на практике с лягушками рода Epipedobates вышло совсем наоборот. Большинство представителей маскировалось под менее токсичную лягушку.
А все потому, что самый ядовитый вид имеет чуть меньше яркости в окраске. У него нет желтых пятен на теле, которые имеются у немного менее ядовитого вида. Таким образом, незащищенные амфибии, которые имеют окраску как у ядовитой лягушки с желтыми пятнами, защищены более надежно. Их не будут трогать хищники, пробовавшие хотя бы один из видов ядовитых амфибий.
Типы формирования мимикрии
В природе существует несколько видов мимикрий, отличающихся друг от друга основными принципами.
Камуфляж (маскировка) — это пример мимикрии, при которой имитатор копирует природный фон (листья, камни, ветки деревьев). Моделью в этом случае выступает неодушевленный предмет, поэтому он вовсе не реагирует на имитатора.
Мимикрия Мюллера — таким термином названо сближение внешних характеристик двух защищенных видов. Такое изменение может показаться неоправданным, но только на первый взгляд. Объясняется это особенностью поведения хищников. Умение выявлять неподходящих для питания животных приходит не на генетическом уровне, а с опытом. Таким образом, для получения информации хищник вынужден попробовать жертву на вкус. При этом определенный процент особей съедаемого вида оказывается под ударом. Если два защищенных вида имеют сходные внешние характеристики, количество жертв распределяется на 2 вида (то есть на большее количество особей).
Мимикрия Бэйтса — такая имитация представляет собой характерный случай паразитического поведения. В этом случае незащищенный имитатор начинает перенимать внешние особенности защищенного вида, стараясь таким способом защититься от врагов. Однако если имитатор приобретает некую защищенность, то модель получает уязвимость. Почему? Некоторые хищники пробуют сначала имитатора. Не получив данных о его непригодности в пищу, они нападают на модель.
Окраска животных: привлекающая, предупреждающая, угрожающая
Покровительственные окраска и форма тела животного. Окраска и форма тела позволяют животному незаметно подкрасться к добыче, надёжнее укрыться от врага. Или, наоборот, врага посильнее напугать
Или же привлечь к себе внимание других особей своего вида
Маскировка
. Очень часто окраска животного такая же, что у окружающей растительности, почвы. Простой пример — расцветка перьев воробья, шныряющего по серой земле, среди буроватых веточек кустарника. А среди яркой листвы незаметна ярко-зелёная квакша.
Расчленяющая окраска, когда полосы и пятна разного цвета как бы дробят контур тела, хорошо заметна в вольере зоопарка. А в природе она скрывает животное очень надёжно. И хищного тигра в чаще. И миролюбивого жирафа среди акаций.
Смена окраски
. Когда меняется среда — необходимо менять и окраску. Поэтому зимой японская куница — белая, а летом — тёмно-бурая.
Ещё лучше, если окраска меняется в считанные мгновения. Это “умеют” делать камбалы, головоногие моллюски, хамелеоны.
Биологический механизм такой смены цвета сложен. В их коже есть особые клетки, содержащие пигменты (красители) разного цвета. Эти клетки могут сжиматься и расширяться. Одни клетки, сжимаясь, “убирают” свой цвет. Другие, расширяясь, “увеличивают площадь” своего цвета.
Например, “зелёные” клетки стягиваются в ничтожную точку, а “коричневые” — распространяются. И хамелеон из зелёного становится коричневым. “Управляет” такими движениями клеток (то есть сменой цвета кожи) нервная система животного.
Это интересно! Человек для маскировки окрашивает одежду в цвета окружающей среды. Такой камуфляж необходим в бою, на охоте, при наблюдении за животными.
Демонстрация.
У многих животных окраска не только укрывает их, а наоборот, вызывающе заметна. Есть три вида такой окраски — привлекающая, предупреждающая и угрожающая.
Привлекающая окраска помогает многим животным найти себе подобных среди густых зарослей. Например, попугаям.
Ярко, заметно окрашены самцы многих видов птиц, — тогда как самки, сидящие на гнёздах, имеют маскирующее оперение.
Предупреждающая окраска постоянно предостерегает врага: нападение кончится плохо. Например, яркий голожаберный моллюск не имеет раковины. У него другая защита. Он нападает на кишечнополостных и поедает их. По неведомой причине стрекательные клетки съеденных медуз и актиний не перевариваются в желудке моллюска. Они попадают в выросты на его спине. Этим “трофейным оружием” он и отбивается от нападающих на него рыб, обжигая им рот. Поэтому моллюск и яркий, заметный издалека: рыбы хорошо “усвоили”, что “красное — это опасно!”
Проучить хищника и тем самым научить его держаться подальше — так действуют все животные, окрашенные ярко, броско. Так, красные с точками надкрылья божьей коровки предупреждают: “Не тронь меня!” Дело в том, что эти жучки — обжигающе едкие на вкус. Птицы это помнят…
Яркая окраска крохотного ядовитого древолаза сигналит: “Тронешь — умрёшь!”
Угрожающая окраска внезапно демонстрируется теми, кто пытается испугать врага. Например, бабочка калиго пугает нападающую птицу следующим образом: распахивает крылья, на которых два круглых пятна — как глаза грозной совы.
Мимикрия
— один из видов покровительственной окраски и формы. Некоторые животные не просто маскируются — они схожи с несъедобными растениями или камнями. Например, рыба скорпена (морской ёрш) схожа с обросшим водорослями подводным камнем.
Многие беззащитные животные, наоборот, окрашены вызывающе заметно и очень похожи на хорошо защищённых. Это тоже мимикрия.
У бабочки стеклянницы прозрачные крылья, полосатое брюшко — как у осы. Птицы, опасаясь осы, не клюют и бабочку.
Это интересно! Уж “подражает” в окраске ядовитому коралловому аспиду. Различия между ними, конечно, есть. Но какой из хищников станет разбираться, кто именно перед ним!
- Окраска Животных
- Животные
7 Ноября 2017| 15:26
5041 просмотр
Непревзойденный мастер подражания
Способности осьминога-подражателя (Мimic octopus – так пока неофициально назвали этого моллюска) кажутся просто невероятными. Например, это существо может принять вид плывущей камбалы. Сложив вместе и вытянув щупальца, моллюск придает своему телу листовидную форму и парит в толще воды, перебирая кончиками «рук», словно рыба – плавниками. Окраска и форма осьминога при этом делают его удивительно похожим не просто на камбалу «вообще», а на опасный из-за своих ядовитых шипов вид рода Zebrias. Даже акулы избегают встреч с этой опасной рыбой – как и с ее копией.
Иногда осьминог, вернувшись к норе, выставляет над головой свои щупальца, каждое из которых прихотливо изогнуто. В итоге возникает иллюзия расположившейся здесь актинии (например, крупных представителей рода Megalactis). Стрекающие клетки таких актиний весьма опасны даже для достаточно крупных обитателей моря.
Осьминог-подражатель, мимикрирующий под ядовитую морскую змею-плоскохвоста (род Laticauda). Шесть щупалец осьминога спрятаны в норке, а два вытянуты в сторону, изображая извивающуюся змею
Все четыре особи осьминога-подражателя, которых в конечном итоге удалось разыскать участникам экспедиции, были активны в светлое время суток.
Жили они поодиночке и постоянно устраивали блестящие представления. Больше всего воображение исследователей поразили «костюмы» крылатки (рыбы-зебры) и морской змеи-плоскохвоста. В первом случае моллюск не спеша, как и положено смертельно ядовитой рыбе, плавал в толще воды, выставив щупальца в разные стороны – как крылатка ядовитые концы своих роскошных плавников. Прикидываясь змеей, хитрое головоногое прятало шесть щупалец в нору, а два оставшихся вытягивало в противоположные стороны, придавая им соответствующую окраску.
Многие позы и черты поведения осьминога-подражателя остались неразгаданными. Например, иногда животное устремлялось к поверхности воды, где передвигалось с помощью щупалец, соединенных вместе. Может быть, и в этом случае моллюск подражал морской змее? Во всяком случае такое поведение очень необычно для осьминога, тем более днем. Ведь беззащитные по сути осьминоги и другие головоногие – очень лакомый кусочек для большинства хищников, и обычно они тратят все время и силы, чтобы оставаться незамеченными, надежно спрятавшись или замаскировавшись. А тут – прямо-таки парад в лучах полуденного солнца, на глазах у множества прожорливых существ… Видимо, артистические способности осьминога-подражателя – действительно надежная защита.
Каким образом такие способности и, главное, соответствующее им поведение могли возникнуть в ходе эволюции? Конечно, осьминоги обладают прекрасным зрением и высокоразвитым мозгом. Тем не менее сомнительно, чтобы каждая особь непосредственно училась подражать тем или иным проплывающим мимо существам. И хотя актерские способности всегда проявляются «к месту» (например, осьминог «превращается» в змею при угрозе нападения на него хищной рыбы), скорее всего само стремление к мимикрии под конкретные, пусть и разнообразные, объекты, генетически предопределено.
Впрочем, наши сведения об осьминоге-подражателе настолько скудны, что с уверенностью утверждать что-либо, касающееся его образа жизни, пока невозможно. Например, еще никто и никогда не видел их молодь…
Читать сначала: Мимикрия у головоногих
Особенности мимикрии
Имитация формы и цвета стала довольно эффективным средством защиты, однако даже такой вариант не всегда себя оправдывает. Чтобы пример мимикрии был эффективным, должны соблюдаться определенные условия.
- Хищник (оператор) должен иметь способность к распознаванию и запоминанию животных, не подходящих для еды (невкусных, опасных или сложных для ловли).
- Оператор должен быть достаточно глуп, чтобы не заметить имитации и принять имитатора за модель. В случае маскировки под окружающую среду оператор не должен заметить жертву.
Согласно существующей сейчас теории, связь между имитатором и моделью устанавливается в течение долгого времени.