Трафареты для выжигания по дереву: особенности нанесения цветов и надписей

Что такое выжигание по дереву?

По большому счету, выжигание – это процесс нанесения различных рисунков на деревянную пластину, с использованием раскаленных инструментов. В современном мире, для этого процесса используются горелки или электроприборы. Такое хобби позволяет развивать воображение и мелкую моторику рук. Помимо этого, такое занятие оказывает успокаивающий эффект.

История возникновения

Окунувшись в историю, можно сделать вывод, что впервые люди занялись выжигание в 700 г до н. э. Конечно, наибольшее развитие данный вид искусства получил в странах, где не было проблем с древесиной, именно по этой причине русские народные мастера уже в 9 веке украшали свои изделия при помощи выжигания.

Сначала процесс происходил при помощи огня, после использовались раскаленные гвозди.

На средние века пришелся расцвет пирографии в Европе. Там, пирография по дереву стала полноправным видом искусства.

Приборы для выжигания совершенствовались с течением времени. С XIX века начали применять спиртовые или газовые горелки, которые упрощали процесс. В XX веке был изобретен прибор, который по принципу работы был схож с паяльником. Первые образцы имели существенный недостаток — перегрев. Современный вид прибор приобрел в 1962 год. Его изобретателем стал 15 летний юноша.

Благодаря изобретению юноши, выжигание по дереву своими руками доступно даже школьникам.

Характерные узоры

Чтобы сделать на дереве особые изображения в виде завивающихся узоров, лучше всего воспользоваться для этого фанерой — она отличается мягкостью, светлым цветом, хорошо подвергается обработке, поэтому лучше всего подойдёт для проведения такого вида работы. Нанесение узора:

Эскизы узоров для выжигания можно найти на соответствующем сайте и бесплатно скачать

Выбирать важно тот узор, который понравился больше всего. Такие узоры переводятся на деревянную поверхность и творчески оформляются

Любые узоры художественного типа будут привлекательно выглядеть на любой мебели (к примеру, на настенных полках, шкафах, элементах декора), а также кухонных предметах: скалке, досках для разделки, деревянных ложках. Особо широко распространены узоры для выжигания с разными цветочными изображениями, которые выгодно украсят любое дерево. Рисовать такие узоры намного проще, чем более ажурные конструкции либо кружева.

https://youtube.com/watch?v=2T8ixz9M9hc

Как правильно работать

Легко заметить, что рабочий инструмент выжигателя по дереву напоминает обычный карандаш, потому и техника работы с ним мало чем отличается от обычного рисования

Важно только не забывать, что «карандаш» очень горячий

Весь процесс работы можно представить в виде нескольких простых шагов.

Подготовка

Надо выбрать дощечку, на которую будет нанесен рисунок. Ее поверхность должна быть ровной и гладкой. Для выравнивания древесину циклюют, обрабатывают наждачной бумагой.

Хорошим материалом для выжигания, особенно начинающему мастеру, будет фанера. Она дешевле, ее поверхность практически готова к работе, достаточно только выровнять ее шкуркой.

Нанесение рисунка

Тем, кто имеет навыки рисования, справиться с подобной работой несложно, более того, мастера могут обходиться без эскиза, работая сразу выжигателем. Начинающим же можно посоветовать подобрать подходящую картинку в интернете, распечатать ее и перенести на рабочую поверхность. Тут пригодится старая проверенная временем копировальная бумага, масштабировать изображение можно методом переноса по квадратам.

Для начинающего мастера стоит выбирать простые рисунки, не изобилующие мелкими деталями. Кроме того, лучше сразу изготавливать что-то конкретное, не какую-то абстрактную дощечку, а, к примеру, фанерную подставку под микроволновку, которую можно украсить растительным орнаментом.

Выжигание

Разогретым жалом выжигателя начинают наносить рисунок по заранее обозначенным линиям. Ручку инструмента держат как обычный карандаш.

Нанесение рисунка начинают с внешних контуров. Прямые линии выполняют быстрыми движениями без нажима. Сделать акцент, провести жирную черту несложно, надо просто немного уменьшить скорость передвижения выжигателя. На криволинейных участках надо держать инструмент перпендикулярно поверхности дощечки, не допуская излишнего нажима.

Оттенок линии можно менять в достаточно широких пределах. Этого несложно добиться, меняя температуру жала, форму рабочего инструмента (в случае сменных насадок) и угол наклона.

Финальная обработка

Полностью готовое изображение обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. После покрывают слоем мебельного лака, при желании частично или полностью раскрашивают.

Первые этапы подготовки. Как начать выжигать?

Увы, сразу же рвануть в бой не выйдет и без первоначальной подготовки никуда не деться. Чтобы увлечение не покрылось слоем разочарования, внимательно ознакомьтесь со всеми нижеизложенными подпунктами.

Выбор основы

Как уже говорилось выше, современные технологии позволили усовершенствовать аппарат, и сфера использования заметно расширилась. И всё же чаще всего специалисты рекомендуют браться за древесину, так как она более податлива и лучше подходит начинающим выжигателям.

При выборе деревянного материала лучше всего отдавать предпочтение мягкой лиственнице, нежели еловым породам. Например, хорошо подойдут ясень, клён, липа или берёза.

И чем мягче выбранная порода, тем комфортнее и качественнее будет выжигать рисунок.

Обработка древесины

Допустим, в нашем случае разделочная доска или коробка от набора шуруповёртов. Прежде, чем браться за инструмент и приступать к делу, обработайте рабочую поверхность.

Поверхность должна быть сухой и ровной, без видимых изъянов и шероховатостей, в противном случае качество работы ухудшится. При необходимости просушите феном влажные места и пройдитесь наждачной бумагой там, где это требуется.

Затем аккуратно, едва заметно перенесите изображение, намечая эскиз при помощи карандаша или лезвия ножа с тонким концом. При желании можно воспользоваться уже готовым шаблонами, чтобы нанести ровные, эстетически красивые линии.

Во время работы над сложными рисунками или фото людей используется копировальная бумага. Увы, та слишком пачкается, и специалисты дополнительно переводят контуры на прозрачные папиросные листы.

После чего картинка плотно приклеивается при помощи клея из отварного крахмала или пшеничной муки. Выжигают прямо поверх бумаги, после чего эскиз легко отделяется от основной поверхности.

Дополнительные рекомендации

Начинающим художникам рекомендуется браться за лёгкие изображения, не требующие серьёзных навыков и умений. Наработайте опыт, обязательно посещайте мастер-классы профессионалов и тренируйтесь, чем больше, тем лучше.

Не бойтесь брать консультации у мастеров, посещайте их уроки и нарабатывайте руку. Со временем чёткость линий улучшится. Ещё лучше, если закажете инструменты в специальном магазине — от качественного выжигателя зависит успех будущей работы.

В качестве подставки используйте негорючие материалы. Например, керамику или толстое стекло. Убедитесь, что на вашем рабочем месте чисто, и ничто не мешает творчеству.

Не приступайте к работе до тех пор, пока элемент электроприбора не раскалится до необходимой температуры. Если же явно наблюдается неравномерное прогревание, это говорит о появлении неполадок инструмента или необходимости замены насадки.

Приступая к работе, будьте предельно внимательны и аккуратны. Нанесённые линии стереть или удалиться невозможно, старайтесь избегать помарок и неточностей.

Для ещё большего удобства зафиксируйте ведущую руку на устойчивой подставке во избежание неровных линий и случайных ошибок эскиза.

Объём художественной работы придаётся при помощи линий различной толщины и оттенков в зависимости от интенсивности прожига.

Чтобы добиться тонкого, выжженного контура, перемещайте выжигателем по «полотну» быстро, не останавливайтесь в конкретном месте дольше нескольких секунд.

Соответственно, регулируйте температура прогрева, чтобы контролировать оттенки получаемого результата. Движения должны быть лёгкими, никаких тяжёлых натисков и толчков, не останавливайтесь в одном месте подолгу.

Старайтесь производить прорисовку сверху вниз, но не наоборот. При желании во время оформления декоративной поделки можно воспользоваться фигурными насадками.

Запомните, хорошие, качественные проекты — совокупности нескольких навыков, среди которых как опыт, знания и умения, так и внимательность к своему здоровью.

Не пренебрегайте удобством: если во время работы чувствуете, как затекает шея, спина или руки, значит, срочно требуется подкорректировать положение. Не располагайте доску слишком далеко от себя, руки должны легко двигаться по «полотну».

И напоследок, старайтесь начинать работу «снаружи». Считается, что изначально взгляд цепляется за центральные контуры, где ошибки будут гораздо заметнее, нежели будь они расположены ближе к краям.

Технология выполнения выжигания по дереву

Новичкам лучше не задумываться о технологиях, предполагающих работу горячими клише, кислотой и токарным станком. Для начала полезно освоить простейшую методику пирографии.

Процесс заключается в нанесении рисунка с использованием прибора, напоминающего обычную ручку. С его помощью на основе создают изображение, подобно обычному рисованию.

Подготовка поверхности

Для выжигания лучше использовать мягкую древесину. В таким породам дерева относятся: липа, ольха, тополь, каштан. Они еще обладают уместным для такого вида творчества светлым оттенком, отсутствием явно выраженного древесного рисунка.

Фанера отлично подойдёт для тренировок

Важно использовать ровную поверхность.
Если материалу требуется подготовка, то её обязательно проводят заранее. Для этого убирают сучки и неровности.
Поверхность лучше отциклевать, зачистить мелкой шкуркой, можно покрыть лаком для дерева.

Создание наброска

Без наброска с задачей справятся только люди, обладающие художественными способностями. В качестве основы рисунка может выступить любой шаблон. Желаемое изображение удобно распечатать на листе бумаги, вырезать по контурам.

Если рисунок представляет собой замысловатую картину из тонких линий, то его можно перенести с помощью копировальной бумаги. Картинку в распечатанном виде оставляют перед глазами для наглядности работы.

Процесс выжигания

Для начала основной работы требуется разогреть прибор для выжигания. Подготовленный инструмент берут пальцами, подобно захвату карандаша. По наброску выполняют прорисовку линий горячим металлическим стержнем. Начинают с внешних контуров картинки. Прямые линии создают быстрыми, но лёгкими движениями. Нажим здесь не нужен.

  • Если требуется сделать линию толще, то не применяют силу, а замедляют скорость продвижения.
  • Для создания точек или кривых линий инструмент держат перпендикулярно обрабатываемой поверхности.
  • Когда требуется нарисовать несколько линий в непосредственной близости, между их нанесением лучше выждать время.
  • Поверхность в месте работы сильно нагревается, полоски, созданные рядом, рискуют некрасиво слиться в одной большой опалине.
  • Всю работу над картинкой лучше выполнять по частям, перемещаясь из одной части рисунка в другую.

Через каждые 3-5 минут инструменту надо давать отдых, отключая его нагрев. Форму штрихов можно менять, наклоняя остриё прибора, можно менять силу нажима, но не делать её чрезмерно интенсивной.

Цвет линии также получится варьировать. Для этого увеличивают или уменьшают силу нагрева прибора. Если выжигатель укомплектован сменными фигурными перьями, то внести разнообразие в технику нанесения картинки станет проще.

Последующая обработка

Готовую картинку следует снова обработать мелкой наждачной бумагой. Это сделает рисунок более естественным на вид. После этого картинку можно раскрасить. Заполнение цветом легко заменить на простую обработку глянцевым или матовым лаком.

Для росписи рисунка используют акварельные или масляные краски.
Перед раскрашиванием важно с особенной тщательностью подготовить поверхность.
В этом поможет использование стеклянной бумаги

После этого выполняют травление поверхности раствором квасцов.
Подобная обработка необходима для нанесения краски ровным слоем без пятен и царапин.
Наложение цвета выполняют с особой осторожностью, используют разные кисти и палитру.

Самым простым и понятным для начинающих окажется пирография или горячее рисование по дереву. Его техника проста, не требует особых умений или затрат, а результат подобен художественному мастерству. Технологию под силу освоить как взрослым, так и детям школьного возраста.

Рисунки узоров для рамок

Орнаменты содержат следующие элементы:

  • растительные;
  • комбинированные — растительно-животный мир;
  • религиозную, этническую, обережную символику;
  • геометрические.

Объединяющим их компонентом является ритмика узора.

Любые изображения в рамке всегда имеют завершенный, лаконичный вид. Изящно декорированные, они служат для оправы зеркал, фотографий, портретов, панно, поздравительных текстов, разделочных кухонных досок.

Важно знать о том, что искусство пирографии — очень кропотливое занятие. Нанесение таких сложных, витиеватых, повторяющихся рисунков требует повышенного внимания и старания

Можно рассмотреть на небольшом примере, как можно самостоятельно выжечь орнаментальную рамку.

Инструменты и материалы:

  • Выжигательный паяльник;
  • деревянная основа;
  • выбранный и распечатанный на бумаге эскиз рамки. (Удобнее использовать трафарет, так как это гораздо упростит работу. Узор не надо будет рисовать, только обвести карандашом по вырезанному контуру);
  • бумага копировальная любого цвета;
  • малярный скотч;
  • простой карандаш.

Поэтапное выполнение работы:

  1. Выбрать узор. Если он замысловат, то целесообразно будет изготовить трафарет. Для начинающих желательно использовать самые простые народные орнаменты с несложным геометрическим рисунком. Распечатать его.
  2. Подготовить деревянную поверхность. Убрать с нее все заусенцы, отшлифовать до гладкого состояния.
  3. На основу, скотчем по всему периметру, прикрепить копирку и сверху — сам рисунок;
  4. Аккуратно, без усилия обвести грифельным карандашом таким образом, чтобы на дереве остались только слабые отпечатки будущего изображения. Так результат работы будет выглядеть естественней.
  5. Удалить все бумаги. Включить пирограф и приступить к выжиганию.
  6. Совет: волокна древесины должны располагаться сверху вниз, то есть вдоль рабочей поверхности. Выжигательный наконечник тогда будет плавно скользить, не встречая препятствий на своем пути. Не стоит начинать водить им как ручкой или карандашом. Так работают только «продвинутые» мастера и специалисты. Новичкам же рекомендуется все линии выявлять точечным касанием, не торопясь, постепенно, пунктир за пунктиром, точка за точкой, двигаясь к цели.

Снежинки и снежные фигуры

Для выжигания можно применять более нейтральные изображения (геометрические фигуры, натюрморты, небольших животных и остальные картинки), а также определённую тематику. К тематическим можно отнести тематические рисунки либо праздничные трафареты. К самым распространённым относят новогодние (с изображением Деда Мороза и Снегурочки, специальной открытки, гирлянды, подарка либо украшенной ёлки). Такой список тематических изображений может быть очень длинным.

В интернете можно быстро найти более подходящий эскиз, скачать его (при необходимости можно дополнительно изменить рисунок в фотошопе), распечатать и осторожно перенести на тщательно отшлифованную поверхность из фанеры либо другой деревянной заготовки. Привлекательные новогодние изображения, выжигаемые своими руками, будут не только привлекательно украшать дом в праздники, но и продолжают радовать владельца на протяжении следующего года

Разновидности выжигания

Существует несколько способов выжигания. Во время термической обработки получаются плоские или объемные изображения. Виды выжигания по дереву условно можно разделить на несколько типов:

  • при помощи пирографа;
  • альтернативные.

При плоскостной пирографии изображение и фоновая часть располагаются в одной плоскости. При глубоком – изображение находится в уровне полотна, а фон создается при помощи ножевидных штифтов.

Преимуществом хобби считается и то, что процесс можно производить на любом виде древесины. Это могут быть как обработанные дощечки, подстаканники, так и выжигание на спилах дерева. Главное требование, чтобы дерево для выжигания было сухим.

Выжигание при помощи пирографа бывает:

  • контурное;
  • силуэтное.

Контурное выжигание подходит больше для новичков, поскольку это напоминает эскиз на бумаге, для выполнения которого не нужны особые умения. Такой стиль  применяется и профессиональными мастерами для выполнения надписей или как штриховка в сложных картинах.

Силуэтное выжигание подразумевает под собой создание изображений при помощи полной их затушёвки.  Проще говоря, при такой технике, желаемый рисунок или узор остается нетронутым, а выжигается фон вокруг него.

Чаще всего, профессиональные мастера комбинируют эти две техники для создания сложных изображений, в которых появляются тени и штриховка. В такой технике мастер передает перспективу, не теряя при этом фон изображения. Чтобы хорошо работать в художественном выжигании, необходимо обладать навыками рисования карандашом. Ведь без умения делать рисунки в карандаше, вряд ли у вас получится делать качественные картины при помощи электроинструмента.

Помимо основных способов, есть и альтернативные методы нанесения рисунка на дерево. К ним относятся:

  • выжигание кислотой;
  • пиротипия;
  • выжигание при помощи электрического разряда;
  • лазером;
  • солнечным лучом;
  • трением.

Выжигание при помощи кислоты происходит за счет воздействия на дерево химических составов. На изделие наносится слой воска, либо парафина, рисунок прорисовывают прямо по защитному слою, а затем наносят кислоту.

Пиротипия представляет собой нанесение рисунка при помощи готового штампа. Четкость и яркость изображения регулируются при помощи степени нажатия.

Процесс создания рисунка с использованием электрического разряда имеет общие черты с выжигание при помощи кислоты. Только в данном случае контур рисунка наносится электролитами, а после по дощечке пропускается ток.

Искусство выжигания на дереве при помощи лазера позволяет создавать сложные и четкие узоры. Преимуществом данного метода, является то, что при помощи таких станков создается большой объем продукции. На многих станках, операторам даже не обязательно иметь художественные навыки, поскольку необходимый рисунок считывается с USB – носителя. Это позволяет создавать сложные работы.

Техника выжигания при помощи солнечного луча возможно только в ясную погоду. Для этого понадобится лупа и фанера. Это трудоемкий и долгий процесс, поскольку лупу необходимо держать так, чтобы луч солнца фокусировался на поверхности дерева. Применение такой техники станет неплохим творческим опытом, поскольку полученная картина будет уступать в качестве.

Мастер-класс по выжиганию

Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

Выжигание поэтапно:

  1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
  2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
  3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
  4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
  5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
  6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
  7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.

В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

Подсказки новичку:

  • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
  • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
  • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
  • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).

Для первых работ рекомендуется выбирать простые изображения Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

Эскизы животных

Кто из художников или детей не любит рисовать зверей и птиц? Такие вряд ли найдутся. Дети, в большинстве своем, выбирая рисунок на свободную тему, предпочитают изображать животных, особенно героев любимых мультфильмов.

Первое творение ребенка станет прекрасным украшением для детской комнаты

Это может быть какой-нибудь милый песик или котенок, птичка или бабочка — неважно. Ценно другое: ребенок выбирает живое существо

Свою любовь он дарит домашнему питомцу — за ним ухаживает, с ним играет, его же запечатлевает в графическом образе. Мальчишки особенно любят коней, собак, хищников — львов, тигров, волков, медведей. Из фантастических персонажей — драконов и динозавров. Девочкам же присущи более нежные создания: лисички, ежики, олени.

Шаблоны животных разнообразны как по виду, так и по стилистике исполнения — от примитивных схематичных и силуэтных форм, до объемных, живописных высокохудожественных фигур.

Также у юных деятелей интерес вызывают сказочные образы: Серый волк, Жар-птица и Змей-Горыныч, Кикиморы, Лешие и многие другие.

  Новогодний ангелочек: делаем игрушку своими руками

Материалы и инструменты

 Прибор для выжигания

Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.

В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.

Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.

Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.

Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.

Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.

 Какой должна быть древесина для выжигания

По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.

Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.

Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.

В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).

Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.

На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.

Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:

 Контурное выжигание

Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.

Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.

Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.

 Силуэтное выжигание

Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.

На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.

Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.

Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.

Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.

Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.

 Художественное выжигание

Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.

Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.

Приступая к работе

Работать нужно в проветриваемом помещении, используя респиратор. Рабочее место и заготовка должны хорошо освещаться. Чтобы рабочая рука не уставала, можно положить мягкий валик под локтевой сустав.

Для нанесения эскиза подойдет твердый карандаш. В случае ошибки лишне линии убираются ластиком. Можно воспользоваться копировальной бумагой, что сделает рисование более простым.

Во время выжигания нужно соблюдать следующие правила:

  1. Сначала выжигаются главные линии и контуры изображения, после этого выполняется детализация и штриховка.
  2. Двигаться лучше по направлению к телу, так рука меньше устанет.
  3. Если в рисунке есть заливка или градиент, первым делом следует изобразить контуры.

После завершения процесса, наждачной бумагой (лучше использовать мелкозернистую) очищается поверхность изображения, убираются обугленные участки. Проект можно раскрасить красками. После всех манипуляций готовую картину покрывают лаком и оставляют высыхать.

Кружевная салфетка

Определившись с узором для гильоширования, перенесите его на плотный ватман. Подберите пропускающую свет ткань обязательно искусственного происхождения. Поместите выбранный отрез материи поверх трафарета и пройдитесь по нему выжигателем.

Обычным салфеткам, сделанным методом выжигания по ткани, которые не имеют дополнительный декор, также присуща нарядность и эстетичность. Данному аксессуару обрадуется любая представительница слабого пола.

Гильоширование можно применять при изготовлении не только салфеток, но и скатертей. Подобный текстиль преобразит вашу кухню и добавит ей уюта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector